Считаем эффективность ИТ-проектов


Вопросы, на которые отвечали эксперты компаний

1. Как оценить выгоды ИТ-проекта, если многие из них проявляются только через какое-то время после его завершения?

2. Как правильно учесть все затраты на ИТ-проект?

3. Какие методы оценки эффективности проектов вы используете?

4. Что для вашей компании является мерилом эффективности ИТ-проекта?

А. Команда разработчиков уложилась в сроки и в бюджет.

Б. Не все цели проекта достигнуты, но вы в целом удовлетворены результатом.

В. Все цели проекта реализованы.


На вопросы «БИТа» ответил Сергей Козлов, генеральный директор Мегаплана


«Для нас мерилом эффективности ИТ-проекта является баланс между достигнутыми результатами и затраченными средствами»

1. Клиенты часто задают нам такой вопрос. Многие прикидывают выгоды, ориентируясь на отзывы других компаний. В этом, конечно, есть смысл, но каждый бизнес уникален и дать стопроцентную гарантию, что проект «выстрелит» так же, как у соседа по улице, никто не может.

Поэтому мы рекомендуем не зацикливаться только на оценке затрат. Прежде всего, надо понять, что выгоды от ИТ-проектов бывают как финансовые, так и нематериальные. Какие-то можно посчитать, какие-то нет, но это не значит, что последние нужно сбрасывать со счетов. Например, в Мегаплане два основных продукта: CRM-система для сделок и таск-менеджер для проектов. В случае CRM все довольно понятно: достаточно сравнить уровень продаж до внедрения и после, оценить прибыль, посчитать средний чек. Отдачу от таск-менеджера в принципе сложно померить. На первый план выходят эмоциональные вещи: экономия времени, уменьшение авралов и количества переработок. Можно попытаться ориентироваться на соотношение поставленных и проваленных задач до и после, но это будет субъективно: о задачах в принципе могли забывать, если они нигде не фиксировались.

2. Наши клиенты, естественно, сразу просят обозначить бюджет. Для Мегаплана он складывается из стоимости и срока лицензий в облачной версии. Если приобретается коробочный вариант, в расчет берется еще и стоимость сервера. Затем считаем внедрение, то есть настройки и обучение, когда клиент заказывает эти услуги в нашем учебном центре. Если хочет настроить все сам, а это тоже несложно, то сюда же стоит заложить время, которое он потратит на изучение онбординга и настройку, чтение справочника и просмотр видеоуроков.

3. В случае с продажами все понятно. Выросли или нет, появились ли допродажи. Но важно и другое. Появилось ли у клиента ощущение контроля, выстроилась ли система обратной связи с сотрудниками. Поясню, что имею в виду. Во многих компаниях до перехода на Мегаплан для руководителя каждый сотрудник был как черный ящик: он не понимал, что тот делает и делает ли что-то вообще. Через пару недель после внедрения на виду оказывались все бездельники – люди, которые изображали бурную деятельность и замыкали работу на себе, после чего она тормозилась. С ними прощались, и росла эффективность. Просто раньше следов работы не было видно вообще, а теперь они стали говорить сами за себя.

4. Точно не А, потому что если сроки соблюдены, бюджет освоен, а результата нет – это провал. И не В, когда все цели проекта реализованы, но при этом вы значительно вышли за рамки планового бюджета. Мы за вариант Б, но с оговоркой. Для нас мерилом эффективности ИТ-проекта является баланс между достигнутыми результатами и затраченными средствами. Другими словами, за разумный бюджет должны быть достигнуты ключевые цели. Однако степень разумности тоже может быть разной. Если в договоре прописаны пени за нарушение сроков реализации проекта, значит главным критерием будет уложиться в срок. Если ограничения по бюджету, важнее будет не выйти за его рамки. Так и балансируем!

Мнения других экспертов читайте в полной статье: http://bit.samag.ru/uart/more/86

Вам понравилась статья?

0